О новгородском буйстве ходили легенды, а образ лютующего новгородца стал чуть ли не визитной карточкой города. Карточку такую вручать, конечно, не будешь, а вот узнать, откуда возник этот стереотип, следует. Причина кроется в новгородских летописях, которые изобилуют иллюстрациями о непрекращающихся вечевых спорах и распрях. Отсюда и нелестная слава Новгорода как скандального города, и возникновение образа дебоширящего новгородца. Конечно, споры и разногласия в новгородском вече были, но они не превращались в бесконечную череду столкновений и распрей. Правда, летописцы подобно современным журналистам выбирали самые кровавые и скандальные сюжеты для своих повестей. Жители Великого Новгорода очень чтили государство и любили свой город, поэтому почти всегда находили компромисс при решении сложных вопросов.
О расторопном ярославском мужике писал еще Гоголь. С древних времен ярославцев характеризовали как людей, которым не свойственна апатия, вялость и сонливость. Не знакомы были им и такие исконно-русские качества как неторопливость, основательность, размеренность. Активность, возведенная в крайнюю степень, не удивительна: издавна Ярославль называют городом кладов. Как тут усидишь на месте: посмотришь направо – один кадушку с червонцами откопал, обернешься назад – кто-то сундук древний пытается взломать. А если серьезно, издавна ярославцев именовали «кукушкиными детьми», намекая на их чрезмерную подвижность и способность без колебаний и раздумий покинуть малую родину. И этим качествам есть историческое объяснение. Ярославль находился на перекрестке старинных дорог – волжского пути из варяг в арабы. С середины XVI века здесь возникло главное на Руси перекрестие торговых путей. Движение манило ярославца к новой жизни, затягивало в круговорот, ему открывались новые горизонты. Поиски лучшей доли велись неустанно. Не прекращаются они и сейчас, но уже в рамках всей страны.
Мы говорим «финифть», подразумеваем – Ростов. Так и никак иначе! И никакими усилиями не искоренить представление о том, что жители древнего Ростова все поголовно состояли в «эмалевом братстве». Естественно, что это полная чушь! Если уж говорит начистоту, то задолго до ростовских мастеров искусством украшения металла эмалевыми изображениями овладели в стольном граде Киеве. Знаменитые мастера-финифтянщики работали в Пскове, Ярославле, Костроме, Великом Новгороде. Однако только в Ростове традиции техники финифти не прерываются вот уже много веком подряд. Там и сегодня работает и пытается выжить фабрика финифти. Эти значительные аргументы, пожалуй, легко подтверждают самобытность Ростова, которая так привлекает туристов.